Выпуск №02: Антон Тиц и Александр I

На титульном листе сонат Тица указано, что они для скрипки и клавесина или пианофорте. Мы привыкли к мнению, что упоминание клавесина на нотах конца XIII-начала XIX веков — лишь маркетинговая уловка: сравнительно недавно появившиеся хаммеры были далеко не у всех любителей клавирной игры. Но в данных сонатах старомодный клавесин хорош. В отличие от нежного и тихого пианофорте его жесткий звук создает ту волну, в которой, как лодочка в житейском море, тонет голос скрипки. Штурм унг дранг Тица бескомпромиссен предельно. Точно, что эта музыка писалась не для публики. Концентрация смыслов такова, что у исполнителей просто нет шансов донести их в концерте. Крайний индивидуализм при полном отсутствии эго — акт веры, исповедь раненной души своему Богу. Вот путь, по которому мог пойти романтизм! Но история музыки предпочла потрясающего публику позднего Бетховена.

Разгадки сфинкса

Запись сонаты F-minor

Запись сонаты fis-minor

Запись сонаты C-minor

Антон Тиц (Диц, Titz, Tietz) родился в Нюрнберге в 1742 году. Рано осиротел. Дядюшка, художник, взял мальчика на воспитание и хотел передать ему свое ремесло, но юный Тиц предпочел стать музыкантом: композитором и скрипачом. Музыкальную карьеру он делал в Вене, но в 1771 году оказался в Санкт-Петербурге, видимо не без помощи Дмитрия Михайловича Голицына, русского посла в Вене, которому Тиц посвятил первый сборник своих квартетов.

В Санкт-Петербурге Тиц прожил всю жизнь, до кончины в 1810 году. Он стал родоначальником русского квартета, камер-музыкантом Екатерины II,  учителем скрипки Александра Павловича, будущего императора Александра I.


Что слышу, Диц! Смычок, тобой одушевленный

Поет и говорит, и движет все сердца!

О, сын гармонии, достоин ты венца

И можешь презирать язык обыкновенный!

Иван Иванович Дмитриев

 

Это небольшое стихотворение появилось в 1798 г. в альманахе «Аониды» с примечанием: «Сей превосходный музыкант, к удивлению всех, вдруг перестал говорить и уже близ года наблюдает глубокое безмолвие, не переставая при том восхищать по-прежнему игрой своей».

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Ж.-А. Пеншон, 1801 г.

Тица считали сумасшедшим. Как камер-музыкант Екатерины II он был вхож в самый высший круг русской аристократии. Одна из дам этого общества разбила его сердце. Любовь была глубокой и безнадежной. Современники не упоминают имени виновницы, так высоко было ее положение. Как бы не было сильно чувство Тица, оно могло быть лишь безответным. И Тиц замолчал. Мученик любви, он хранил молчание несколько лет, неся свое чувство, как монах схиму. При этом много играл в концертах и сочинял, вызывая восхищение глубиной своей музыки и силой и постоянством своего чувства.

Андрей Иванович Тургенев писал 28 января 1802 года:

«Вчера был в концерте, слышал Маржиолетти, видел сумасшедшего Дица! Сумасшедшего! Что такое сумасшествие! Может быть, сумасшествие человека делает торжество артиста. Что же это? Разберите психологи! Это достойно, очень достойно внимания! Когда от тех же причин, вероятно, он величайший человек в музыке. Его сумасшествие есть созерцания совершенства гармонии, его сумасшествие выше ума умных рассудительных людей».

Для многих, кто сопоставлял факты жизни Александра I, пытался разобраться в его душе, император так и остался «сфинксом, не разгаданным до гроба». Многочисленные портреты Александра Павловича больше скрывают, чем объясняют. Мы видим на них лишь однозначно успешного и величественного победителя. Но возможно, ключом к пониманию сложной души Александра может быть музыка его учителя Тица, привившего ему любовь к скрипке, сформировавшего музыкальный вкус и передавшего ему, как всякий хороший учитель, частичку себя.